На Аксайской переправе |
|
Танки подпирали энергично. Нашим частям пришлось отступать. Вскоре все три машины нашей мастерской подошли к переправе через Дон у Аксая. Улица круто спускалась к переправе. Машинам, попавшим в поток очереди на переправу, уже ничего не оставалось делать, только медленно спускаться на тормозах впритык, одна к другой. Было ранее утро, около четырех. Самолетов в небе еще не было. Я сидел в кабине грузовичка ГАЗ-АА вместе с Польским, поминутно выскакивая, чтобы подложить под переднее колесо или убрать обрубок чурбака. Однажды я замешкался и переднее колесо машины въехало мне на ступню. Я дернулся, но нога оказалась плотно защемленной. В следующее мгновение колесо спокойно съехало со ступни, ничего особенного с ногой не случилось... И в следующее же мгновение я уже сам, сознательно, подставляю ступню в сапоге под переднее колесо: крепко давит, но терпеть вполне можно... Оглядываясь назад, спрашиваю себя: что это, беспечная молодость, любопытство и экспериментаторство, ухарство и проверка себя таким несколько наивным способом? Да, все это имело место. Все это было и у меня, и у других двадцатилетних. Да и не только двадцатилетних. Помню себя еще в нескольких недальновидных экспериментах, где риск не был обусловлен жесткой необходимостью: жердью измерял, насколько глубоко ушли в землю неразорвавшиеся бомбы. Вставлял жердь в отверстие до жесткого упора в радиатор бомбы: на жестком грунте, на мягком грунте... Несколько раз переплывал Дунай, берега которого были буквально осыпаны мелкими противопехотными минами... В Чехословакии нырял в озерах с крепчайшим соляным раствором...
|
Подходит вода. Въезд на понтонный мост еще издали ограничен веревочными канатами на частых кольях. Наши три машины осматривают контролеры-автоматчики, особенно ЗИС, бывший когда-то газогенераторным. Они смотрят, не перегружена ли машина: можно повредить наплавной мост. У кого перегружена — отправляют в сторону на километр. И под дулами автоматов не поспоришь. А уж там — разгружайся, как хочешь. И лишь потом снова заезжай в хвост двухкилометровой очереди на переправу...
У нас автоматчики ничего опасного не обнаруживают. Пропускают за границу красных тряпок, привязанных к канатам. А это значит, что на мост мы попадаем. Но сами-то мы знаем, что наш ЗИС перегружен: сзади, в закрытом кузове, перед дверью, — маскировочное барахло из спутанной связистской проволоки. В фургоне много сортового металла, а в его передней части закреплен токарный станок «ДиП» («догоним и перегоним»). Тяжелый станок первых пятилеток, для питания которого электричеством в машине смонтирован еще и вспомогательный двигатель с динамомашиной. Станок «ДиП» — это наша главная гордость и ценность. На нем и поршни протачивать приспособились, и стаканы цилиндров прошлифовывать. А где еще найдешь такие возможности в условиях второго года военного времени? Скаты нашего ЗИСа несколько перекачаны, поэтому перегрузка сразу не заметна. А судить по рессорам автоматчики еще не научились, да и в то время было трудно — сколько раз приходилось брать сходу железнодорожные рельсы, серьезные канавы и выбоины, так что рессоры многих машин выглядели плачевно.
Наблюдая, как погружаются вместе с полотном моста идущие впереди ЗИСы, ясно представляем себе, что нам предстоит «хлебать». И совершенно не ясно, чем все это закончится. Тихо совещаемся и решаем, что постараемся идти с интервалом от других машин и всеми силами, всем коллективом будем подталкивать наш ЗИС вдоль моста. Или уж поперек — с моста, если вода зальет мотор так, что он заглохнет окончательно. Приготовили стальной канатик - «снасточку», чтобы в последний момент скрепить наш ЗИС с идущей впереди нашей же полуторкой — пусть подтягивает по мере сил.
И вот мост под колесами. Первые понтоны стоят, опираясь днищем о дно у берега, и мост еще не чувствует веса. Тут-то вот бегом и накидываем нашу соединительную «снасточку», связывающую ЗИС с полуторкой. Пока все идет хорошо, и самолетов над головой нет. Но вот русло Дона набирает глубину, и мы начинаем тонуть... Помимо тянущихся по мосту непрерывной цепочкой машин, по краям настила моста, держась за жиденькие оградительные канаты, бредут с узлами на спинах и в руках гражданские. Среди них много стариков и детей.
Задние колеса нашей трехтонки уже полностью в воде. Гражданские по сторонам, погружаясь на метр в воду вместе с настилом моста, судорожно держатся за канаты. Многие женщины и дети визжат... Сами мы, по пояс мокрые, изо всех сил, как только можем, подталкиваем наш ЗИС и переднюю полуторку... Сквозь визг и крики слышим сзади надсадный бас командира правого берега переправы: «Кто, сволочи, пропустил?! Кто мне переправу порвать хочет?! Расстреляю, сволочи!». Но мотор дорогого «зиска» все журчит и журчит. Вот и середину моста миновали. Визги и крики по сторонам стали менее пронзительными. А вот и последние понтоны — крайний из них тоже опирается о дно у берега, и настил уже не тонет под колесами машины. Однако командир левого берега и его автоматчики злы: несколько часов назад тяжелая машина была сброшена с моста, при этом она зацепилась за канатный поручень, перекосив весь настил моста. Переправа была нарушена. Дула автоматов направлены на нас, заставивших немало поволноваться и их... Получаем отборные словесные внушения... Но мы уже на сухом берегу. Стальная «снасточка» с полуторки сброшена, и передняя машина поддала газу, уходя вправо по дороге. А переволновавшийся водитель ЗИСа, оробев и струхнув под дулами автоматов, также поддал газу, но растерялся и, вместо того чтобы свернуть за полуторкой, помчался прямо по целине. Проехав по дуге метров 120— 150, засел по брюхо в прибрежном песке всеми четырьмя колесами...
Автоматчикам до нас уже нет никакого дела — у них свои дела у съезда с моста. А тут еще и «голубчики» немецкие показались в небе. На фарватере Дона одна за другой взрываются цепочки бомб, однако в мост пока ни одна из бомб не попала. То же самое и при повторном заходе. Улетели пустыми, практически не причинив вреда...
Через полчаса на одной из ушедших вперед машин возвращается начальник мастерской Кудинов. Кричит на шофера, на нас: ЗИС безнадежно сидит по брюхо в песке. Что же делать? Посовещавшись, решаем: Кудинов с двумя передними машинами задерживаться не будет. Он через Батайск, на пути к которому надо миновать еще два пока целых моста, поедет в станицу Кагальницкая и постарается ждать нас там не менее трех дней. А мы вчетвером должны будем любым способом, работая днем и ночью, пытаться вытащить наш ЗИС. Но как вытащить? Танка поблизости нет и быть не может. Видели один трактор, тащивший по мосту сцепку из двух прицепов, но о помощи тракторист и слышать не хочет: «На ваш ЗИС три трактора надо». А тут уже летит новая партия «голубчиков». Впрочем, результат опять тот же — наплавной мост цел. Ближайшая из бомб разорвалась на берегу, метрах в пятидесяти от нас.
Постепенно вызревает план вызволения машины: пойти к воде, подобрать три телеграфных столба с перебитыми проводами, что видны неподалеку от нас. Собрать на берегу мусор, доски и, наблюдая за воздухом в этом беспокойном месте, приступить к работе. Идем. Приносим три столба. Автоматчики теперь уже больше посмеиваются над нами, чем матерятся. У них по-прежнему свои дела - крайний понтон все чаще и чаще стал отходить от берега. Его подтягивают кабестаном и все чаще и чаще ныряют в свои «норы», укрываясь от бомбящих и постреливающих из пулеметов «голубчиков». На этом берегу свободно. Только несколько остовов сожженных накануне машин. Переправившиеся машины уезжают отсюда с возможной поспешностью. А на том берегу, в очереди, горят несколько машин.
Снова идем к берегу за прибившимся плавучим мусором. А на берегу... Вот, братцы, куда бы теперешнего рыболова! Полуживые и уже разложившиеся, глушеные бомбами сомы устилают кромку воды, а живые лежат в воде вверх белым брюхом и пошевеливают плавниками. Крупного сома можно брать втроем на плечи и нести к автомашине... Вспоминаю записки Аксакова о пережитых им в детстве моментах на рыбалке, когда он присутствовал при поимке очень крупной щуки в Голицынском пруду. Описывая пережитое и свою страсть любителя-рыболова, Аксаков добавляет, что встреча со щукой подобных размеров в пожилом возрасте могла бы стоить ему жизни: настолько сильно такая встреча могла бы взволновать его уже больное сердце.
Думаю, что виденные тогда нами у переправы глушеные авиабомбами шевелящиеся сомы существенно превосходили по размерам ту щуку, о которой вспоминал Аксаков. И уж, конечно, они могли бы взволновать и поразить воображение сегодняшних рыболовов. Разумеется, мы не пожелали выловить ни одного живого сома: машина — на грани гибели, а «голубчики» ежечасно подваливали, волна за волною.
Понемногу лопатами подрываемся под колеса. Орудуем одним из телеграфных столбов как рычагом, вывешиваем машину и подкладываем под колеса жесткий мусор. Понемногу-понемногу машина пятится назад, появляется надежда, и наши усилия не ослабевают.
Часам к шести вечера машину удалось развернуть, и мы потихоньку вывели ее на дорогу. Охватила радость. Помчались догонять своих. А переправу за весь день «голубчики» так и не прервали. Ни одна бомба, насколько я тогда мог уследить, ни в один из понтонов не попала. Но и очередь на переправу на том берегу к моменту нашего отъезда не убавилась.
На стационарном мосту под Батайском снова попали под бомбежку. Переправились благополучно, однако не без трудностей: на настиле моста зияли крупные дыры, через которые там, внизу, плескалась вода. Непосредственно вслед за нами как будто было еще несколько попаданий мелких бомб в настил. Оглядываемся — на той стороне перед мостом уже стоит с десяток автомашин. Там, видимо, скапливается новая пробка.
К станице Кагальницкая подъезжаем засветло. Переезжаем еще один маленький однопролетный мост через речку Кагальник. Мост цел, однако слева от него, метрах в сорока, прямо в центре реки, возвышаются крутые земляные валы, перекрывшие речку. Уперевшись в вал, вода стоит буквальным образом, медленно повышаясь в уровне: днем какой-то «юнкерс» всадил туда полутонную, а может, и тонную, бомбу, но промазал...
Находим своих. Нас встречают как героев: догнали невредимыми, сами, с неповрежденной машиной и станком... Им здесь тоже досталось... Сидим всем составом мастерской на каком-то высоком крыльце и около крыльца. Вспоминаем перипетии дня. Не знаю, откуда и как появилось вино. Нас, прибывших, угощают полной кружкой сладкого цимлянского. Выпил я этот чудеснейший нектар да так и остался сидеть на крыльце, привалившись спиной к косяку двери. Остолбенел, как ребята потом рассказывали. Видимо, уж очень велико было напряжение проведенного дня... Отнесли и уложили под стог. Такое было со мной, пожалуй, единственный раз в жизни. Помню только, что утром полз я, подобно лягушонку, к заросшему озерку и раз за разом обмакивал свою голову в теплую травянистую воду...
***
Продолжаем и дальше отступать быстрыми темпами. От Кагальницкой по бескрайним, оконтуренным лесопосадками квадратным полям Кубани едем к Армавиру, далее — к Кавказским предгорьям, где части стали постепенно закрепляться. Вскоре закрепились прочно и остановили немцев. В местечках Индюк, Гойтх бои шли уже за каждый метр.
Источник: Журнал «Благо» №2(5), 2005 г.